О перинатальном центре в Москве

Кардиология. Узи (Эхо-КГ) сердца плода, ребенка, взрослого. Исключить порок сердца плода с 14 недели. Ведение беременности. Гинекология.

 










Контакты перинатального центра в Москве

Тел.:   + 7 (985) 890 - 50 - 70

     
 

Особенности психотерапевтической помощи беременным женщинам с ВПС плода

Резюме.
Значение пренатальной  диагностики ВПС у плода определяется возможностью получения семьей как медицинской, так и психологической помощи с целью адаптации к психотравмирующей ситуации.      В настоящей работе рассмотрены аспекты оказания психологической помощи  432 беременным женщинам с выявленными  ВПС у плода.

Целями психотерапевтической помощи беременным женщинам с ВПС у плода является не изменение внешней ситуации, внешнего окружения или хода событий, а  преобразование внутреннего восприятия, значения происходящих фактов и событий, их взаимосвязей и  возможных последствий, которые они себе формируют.
     
Таким образом, психотерапевтическая работа нацелена на приобретение будущими матерями нового личностного опыта, перестройку  индивидуальной системы восприятия и представлений.

Разумеется, психологическая помощь в профилактике нарушений и коррекции репродуктивного здоровья может и должна осуществляться в тесном сотрудничестве с медициной. Более того, психология здесь является «помогающим» средством, включенным в общую структуру медицинских мероприятий.

Для продуктивного сотрудничества медицины и психологии необходимо четкое определение места, задач и форм включения психологической работы в общую структуру комплексной медико-психологической помощи.

Для достижения лечебного эффекта в оптимальные сроки программа психотерапевтической помощи должна составляться с обязательным учётом медицинских рекомендаций лечащих врачей. То есть, необходимым условием достижения эффективной психологической помощи беременным с ВПС плода является тесное сотрудничество врачей основного лечебного профиля  (в данном случае кардиолога, гинеколога) и клинического психолога.

Ситуация  рождения  ребёнка с ВПС характеризуется набором специфических особенностей, затрагивающих значимые не только для матери, но и для всего её ближайшего окружения сферы жизнедеятельности. Можно выделить следующие параметры, на основании которых оценивается данная ситуация и формируется психологическое отношение к ней:

1.    Вероятность летального исхода  для ребёнка в пре- или постнатальный период.

Это одна из наиболее психотравмирующих характеристик, которая способна существенно  влиять на поведение и всю последующую жизнь самой женщины и её семьи. Тяжёлые, сочетанные пороки сердца плода повышают вероятность летального исхода. Мысли о возможной потери ребёнка сопровождаются появлением у матери  глубинного чувства страха смерти, ощущением жизненного краха надежды на материнство, угнетающее чувство вина за невозможность осуществить роль матери, опасения  за  возможный крах семейных отношений.  

2.  Социальная значимость болезни - отношение к болезни ребёнка в микро и макросоциуме.

Вероятность инвалидизации ребёнка оказывает психотравмирующее влияние на родителей и членов семьи из-за ограничения будущей игровой и учебной деятельности ребёнка, снижения его самооценки и оценки сверстников из-за физической неполноценности, то есть возможное приобщение ребёнка к негативному в обществе социально-психологическому статусу инвалида.

3. Необходимость хирургического лечения.

Психотравмирующая характеристика этого параметра базируется на опасении  за жизнь ребёнка во время хирургического вмешательства и на болевой характеристике - чувстве боли в послеоперационный период, которую будет испытывать ребёнок.

4.     Влияние болезни ребёнка на поддержание прежнего уровня жизни может сказаться на  отношении матери  к возможно длительной социальной изоляции, связанной с болезнью ребёнка, ограничение традиционного круга общения, изменение  сферы прежних жизненных интересов, сужение сектора  развлечений.

5.     Влияние  на семейную сторону жизни, на взаимоотношения между членами семьи, в первую очередь на отношения между мужем и женой. Особенно сильно фактор болезни ребёнка проявляется в семьях, где отсутствует или наблюдается недостаточная социальная поддержка, где семейные отношения характеризуются как формальные  или там, где отсутствует материнская и отцовская готовность к  рождению ребёнка.

Финансовая сторона, материальная обеспеченность семьи играет также немаловажную роль.

Целями психологической помощи беременным с диагностикой ВПС плода являются:
-    адаптация к состоянию стресса,
-    выработка нормативного поведения беременной,
-   гармонизация состояния, которое включает несколько специфических особенностей. К ним относится трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без основания видеть всё в мрачном свете, но и без недооценки тяжести состояния, выработка правильного решения в отношении дальнейшего продолжения или прерывания (по показаниям) беременности, стремление активно содействовать принятому решению.

При составлении  плана психологической помощи  нужно учитывать его достижимость для пациентки. На каждом этапе планирование работы психотерапевт или клинический психолог должен проявлять интерес к личности женщины и её проблеме, подкрепляя и поддерживая её малейшие успехи, проводить анализ достижений и неудач. При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог должен руководствоваться задачами, поставленными лечащим врачом-кардиологом или совместно разработанными планами реализации индивидуальной лечебной или реабилитационной программы.

 

Этапы терапии

Психологическая помощь  женщинам с отягощенной беременностью должна проводится по индивидуальному плану, отталкиваясь от той стадии реагирования на стрессовую ситуацию, в которой находится будущая мать.

1 этап - психологическая диагностика.

Цель -  психодиагностика личности беременной женщины, которая включает в себя особенности реагирования на стресс и характерологические особенности. На этом этапе большое значение имеет создание психотерапевтического контакта, атмосферы доверия со стороны пациентки.
Уже само применение психодиагностических методик способствует налаживанию контакта с беременной женщиной, так как даёт клиническому психологу представление  о:
-    степени внушаемости,
-    характере коммуникативных особенностей,
-    готовности  к материнству, его значимости для беременной женщины и членов её семьи,
-    особенностях  течения и переживания беременности,
-    интеллектуальном уровне,
-    степени социальной поддержки,
-    типах психологических защитных реакций,
-    характерологических  и поведенческих особенностях будущей матери.


По окончанию психодиагностических мероприятий клинический психолог даёт психологическую оценку состояния пациентки и  производит совместно с лечащими врачами составление плана психологической реабилитации беременной женщины.


2 этап –краткосрочная кризисная терапия.
Задача – снять излишнюю эмоциональную напряженность, понизить уровень тревоги и страха, смягчить патогенное действие эмоционального стресса. Учитывая, что в период беременности применение   психофармакологической коррекции  ограничено, увеличение адаптационных ресурсов нервной  системы беременной женщины желательно проводить нефармакологическими средствами.


3 этап – обучение копинг-стратегиям
Понятие «копинг» или преодоление стресса рассматривается  как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и внутренними ресурсами.


Копинг-поведение наряду с механизмами психологической защиты, можно представить как важнейшие формы адаптации человека на стрессовые ситуации. Отличие защитных механизмом и механизмов совладания   проводится по параметрам «активность-конструктивность» и «пассивность - неконструктивность». Психологическая защита пассивна и неконструктивна, в то время как копинг-механизмы активны и конструктивны (Карвасарский Б.Д.) Он отмечал, что если процессы совладания направлены на активный поиск изменения ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации и в особенности психологической защиты, направлены на смягчение психологического дискомфорта.


Копинг-поведение осуществляется различными средствами применения копинг-стратегий  (актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессом) на основе личностных и средовых копинг-ресурсов.

Наиболее продуктивными копинг-стратегиями в ситуации осложнённой беременности  можно считать:


-     сотрудничество пациента с врачом и психологом во время  лечебно-диагностического процесса,
-      проблемный анализ ситуации и умение прогнозировать последствия,
-      активный поиск социальной поддержки,
-      альтруизм,  
-      эмоциональная разрядка,
-      оптимизм,
-      сохранение сомообладания в любой сложной ситуации.


Формы проведения психологическая помощи могут  быть как индивидуальными, так и групповыми. Виды терапии подбираются индивидуально. При использовании  семейной психотерапии нужно учитывать  структурную модель семьи, где нужно учитывать следующие факторы:


- индивидуальные характеристики каждого члена семьи, в особенности, будущих родителей, значимость  для  них  рождения ребёнка, их готовность  к отцовству и материнству,
- удовлетворённость их супружеством,
- отношения между мужем и женой, характер общения, особенность    взаимоотношений, распределение домашней работы  между ними;
- взаимоотношения между каждым родителем и имеющимися детьми;
- характеристика отношений между исходной семьёй и двумя родительскими семьями;
- соотношение между внешними источниками стрессов и уровнем социальной поддержки,
- профессиональную удовлетворённость беременной женщины.


Правильное соотношение симптоматической и личностно-ориентированной психотерапии, определение адекватных целей и задач,  грамотный выбор конкретных психотерапевтических техник (с учётом соотношения личностных, клинических и  психологических особенностей женщины и специфики её состояния) приводит к положительной динамике психотерапевтической помощи, позволяя улучшить психическое и соматическое состояние беременных женщин, что является профилактикой многих послеродовых  проблем.


Работа с перинатальными потерями
Переживание горя - это реакция на значимую утрату, которая  стимулирует переоценку всех жизненных ценностей  женщины с отягощённой беременностью. Специфика ситуации - высокая вероятность перинатальной смертности как исхода беременности - приводит к тому, что процесс переживания горя по причине утраты ребёнка должен стать составной частью работы клинического психолога в  перинатальном кардиологическом отделении.


Смерть ребенка  является сильным деструктивным событием для психо-эмоционального здоровья матери,  оказывает сильное  влияние на психику, поведение и весь образ жизни женщины и её близких людей  на длительное время, иногда на всю жизнь.
    

Чувство потери возникает не только в случае перинатальной смерти младенца,  но и в случае рождения ребёнка с внутриутробными аномалиями. Завершение беременности подобным образом является серьёзной психической травмой для всех женщин, иногда становясь причиной неразрешимых проблем родителей в будущем. Часто семья, где  произошло подобное несчастье, подвергается  угрозе разрушения.
    

Смерть ребёнка в процессе искусственного родоразрешения, то есть потеря человека, который ещё не родился, в отличие от смерти взрослого человека, чаще всего остаётся интимным событием, скрытым от глаз окружающих. Эта закрытость, табуированность темы нередко может привести к усилению чувства вины у матери. Часто невысказанное, неотработанное и непрожитое горе влияет  на всю последующую социальную жизнь женщины, на её психику и соматику, особенно ярко проявляясь в последующих беременностях и родах. Для того, чтобы процесс переживания горя завершился позитивно, не принимал затяжное течение, он не должен протекать в изоляции.
По данным Троицкой-Смит (2003) патологические реакции горя могут возникать у каждой третьей женщины, потерявшей ребёнка до, во время или вскоре после родов.
    

К сожалению, широко распространённая нехватка знаний о процессе горевания часто приводит к тому, что родителям, потерявшим ребёнка катастрофически не хватает понимания и поддержки со стороны близких людей, тех, от кого они хотят эту поддержку получить.
    

Например, самым частым советом (по наблюдению автора), который дают родственники и знакомые супружеской паре, потерявшей ребёнка, является напутствие, что надо «побыстрее  всё неприятное забыть и постараться побыстрее обзавестись следующим ребёнком».
    

Гибель ребёнка в разные сроки беременности соотносится с разными категориями перинатального горевания и поэтому требует дифференциального подхода. Большое значение имеет срок, на котором прервалась беременность. Чем больше срок гестации, тем больше вероятность, что матери придётся проходить через процедуру обычных родов.


На данном этапе развития отечественной перинатальной психологии ещё не разработаны руководства и рекомендации для обеспечения последовательного и бережного психологического сопровождения  горюющих родителей.

Некоторые практические рекомендации:
-     необходимо изолировать женщину от других рожениц,
-     окружающим надо помнить, что, находясь в состоянии шока, родители могут не воспринимать травмирующую информацию,
-     женщине необходимо предоставит возможность говорить о своём ребёнке с мужем, друзьями, врачами и психологами, с другими женщинами, перенесшими такую же потерю,
-     важно предоставить  возможность родителям  побыть со своим ребёнком  и  не ограничивать время, которое они проведут с ним,
-      поддержка нужна не только родителям, потерявшим своего ребёнка, но и их родственникам, так как зачастую они не знают,  как себя вести из-за боязни ранить горюющих родителей.

Отдельная область в перинатальном горевании – обеспечение эмоционального здоровья медицинского персонала, профилактика эмоционального выгорания, так как работа с людьми, переживающими перинатальную потерю требует не только особенных человеческих, но и профессиональных качеств. Поэтому психологическая поддержка медицинского персонала является ещё одной обязанностью клинического психолога в перинатальном кардиологическом отделении.      
 

Заключение

Когда женщина  готовится к рождению ребёнка, особенно, если это желанный ребёнок в семье, она постепенно «входит в родительство», формирует новый образ семьи. Происходит расширение  и формирование родительского мировоззрения, «примерка» новых социальных ролей.
Известие о существующей аномалии плода  разрушает привычный образ жизни, изменяет реактивность всего организма беременной женщины, включая её психическую сферу и зачастую является причиной  развития  целого ряда психосоматических заболеваний.
Последствия стрессовых расстройств во время беременности многообразны и касаются не только психического и физического здоровья  матери, но и будущего ребёнка, поэтому психологическая поддержка будущей матери является важным  звеном в адаптации матери к условиям хронической психотравмирующей ситуации.

Артемова С.Н., Беспалова Е.Д.

 

 


CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Батуев А.С., Психологическая природа доминанты материнства, Психология сегодня, ежегодник Российского психологического общества.1996, Т 2. № 4.
2. Беспалова Е.Д., Пренатальная и ранняя постнатальная дигностика патологии сердечно-сосудистой системы, докт. дисс. М, 2003
3.    БрутманВ.И., Варга А.Я, Хамитова И.Ю, Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери, Психологический  журнал 2000, Т  №2.
4. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые    результаты социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей, Вопросы психологии. 1994, №5.
5. Варга А.Я., Системная семейная терапия, М, 2001
6. Витакер К, Бамбери В, Танцы с семьёй, М, 2003
7. Виткин Дж., Женщина и стресс. СПб, Питер Пресс, 1996
8. Добряков И.В., Перинатальная психология и психология родительства, 2004, №2
9. Зубалий Н.П., Основы психотерапии, Киев, 2001
10. Карвасарский Б.Д., Клиническая психология, СП, 2002
11. Вопросы психологии., 2002
12. Кемпински А., Неврозы. М. 1978
13. Киршбаум Э, Психологическая защита, М, 2000
14. Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В., Готовность к материнству: выделение факторов и условий, факторы психологического риска для будущего развития ребенка,  1993. N 4.
15. Кон И.С., Введение в сексологию, М, 1988
16. Материалы 4 Всероссийского конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии, М, 2003
17. Маклаков А.Г., Личностный адаптационный потенциал: его    мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях, Психологический журнал, 2001, № 1
18. Материалы конференции по перинатальной психологии, СПб, 2001
19. Мей Р., Искусство психологического консультирования, М, 1999
20. Мещерякова С.Ю., Психологическая готовность к материнству, Вопросы психологии, 2000 № 5
21. МКБ-10, Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева, ВОЗ, 1992,Перевод – СПб, 1994.
22. Пайнз Д., Бессознательный диалог, СПб, Европейский институп психоанализа, БСК, 1977
23. Пуховский Н.Н., Психопатологические последствия  чрезвычайных ситуаций, М, 2000
24. Рубинштейн С.Я., Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство), М, 1970
25. Райгородский Д.Я., Практическая психодиагностика, 2000
26. Сардомирский М.Е., Психосоматика и телесная психотерапия, М,  2005
27. Сатир В., Психотерапия семьи, СПб,  2003
28. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных  расстройствах и соматических заболеваниях, М, 1995
29. Троицкая –Смит А., Горевание – концепция утраты в акушерской практике
30. Ушаков Г.К., Пограничные нервно-психические расстройства, М, 1987
31. Филиппова Г.Г., Материнство: сравнительно-психологический подход»   Психологический журнал 1999, №5
32. Филиппова Г.Г., Психология материнства (сравнительно-психологический анализ), докторская диссертация, М, 2001
33.  Хорни К., Женская психология, СПб, 1995
34. Эйдемиллер Э.Г, Добряков И.В, Никольская И.М. Семейная диагностика и семейная психотерапия, СПб, 2002